Говорим «Прощай» лекциям в медицинских учебных заведениях?
Действительно ли пришло время изменить парадигму образования в медицинских учебных заведениях. В этом ключе свои позиции высказывают Schwartzstein R.M., Roberts D.H. в The New England Journal of Medicine.
Тезис «Для того, чтобы стать доктором, лекции не нужны», характеризующий подход к медицинскому образованию в университете в Вермонте, стал индуктором противоречивых позиций. Смещение обучения в медицинских школах в США от традиционного, основанного на лекциях, в целом продолжается более 30 лет. Трансформация началась с внедрения проблемно-ориентированного обучения; в недавний промежуток времени – командного обучения, межпрофессионального образования, интеграции клинической и теоретической медицины. Но означает ли это то, что все лекции должны быть исключены?
Большинство врачей в настоящее время осознают, что объем доступной биомедицинской информации превышает возможности ее усвоения человеком. Совершенствование технологий обеспечивает быстрый доступ к медицинской информации и подталкивает преподавателя фокусироваться на помощи студентам развивать свои знания, приобретать конкретные навыки, способность переносить свои знания из одного контекста в иной. Традиционный подход, когда преподаватель доносит материал в лекционном формате с использованием power point и ориентировочной скоростью 60 слайдов за 45 мин, еще не значит, что слушатель усваивает этот материал. И это же может вести к возникновению ощущения у слушателя, что он стал специалистом в данном вопросе. Согласительный комитет по медицинскому образованию сделал акцент, что обучение в медицинских школах должно фокусироваться на активном процессе и командно-основанной активности. Студент исходно сам поднимает весь необходимый материал. А роль инструктора сводится к консолидации знаний. Так, вместо вопросов, начинающихся со слова «Что» (например, «что является причинами гипотензии»), преподаватель может использовать вводные слова «как» и «почему» (например, «как вы думаете, каковы методы контроля артериального давления?», «почему у пациента в подобной ситуации развивается гипотензия?»). Прося студента сравнить новый случай с предшествующим, облегчается перенос знаний из одной области в иную. Общение в группе позволяет обсуждать точки зрения, начинать мыслить так, как думает врач.
В силу вышеизложенного правомочен вопрос: так лекция умерла? Если «лекция» означает традиционный вариант, когда профессор стоит перед и общается с большой группой студентов, которые пассивно поглощают информацию, тогда – да, мы считаем, что медицинские школы должны отказываться от такого формата обучения. Но если речь идет об интерактивной обучающей сессии с большой группой студентов, которые заранее подготовлены, с частыми вопросами, задаваемыми непосредственно слушателям, с выделением времени для обсуждения, использованием системы для обозначения реакции слушателей (например, для регистрации понимания), то мы верим, что интерактивный формат следует рассматривать как опциональный, он может быть эффективным инструментом обучения.
По Schwartzstein R.M., Roberts D.H. Saying goodbye to lectures in medical school – paradigm shift or passing fad? // N. Engl. J. Med. – 2017. – V. 377. – P. 605-607.
Интерес к публикации обусловлен растущим объемом специальной информации. Это является вызовом для врача, который нуждается в ее осмыслении и усвоении необходимых элементов, а также для преподавателя, который нуждается не только в усвоении наиболее передовых подходов к лечению и диагностике, но и поиске наиболее эффективных методов донесения и/или управления усвоением информации. К сожалению, содержательных сведений, предназначенных именно для медицинской среды, очень мало. И работа Schwartzstein R.M., Roberts D.H. в большей степени обозначает проблему и контуры ее решения, нежели дает четкие ответы на все вопросы.
Проф. Беляев А.В.