Наркоз у грудного ребенка ведет к уменьшению оценки при последующем академическом тестировании
Даже однократный наркоз и операция во время грудного возраста сопровождается уменьшением оценки при последующем академическом тестировании. Таков вывод авторов ретроспективного анализа, результаты которого представлены в Anesthesiology (1).
Block R.I. и соавт. преследовали цель оценить способность к ментальным процессам у детей, которым в период до 1 года были выполнены наиболее типичные для данного возраста оперативные вмешательства (паховая герниопластика, орхипексия (с или без герниопластики), пилоромиотомия, обрезание) под общим обезболиванием. Исследование было выполнено в штате Айова (США). Путем анализа базы данных оперативных вмешательств, выполненных под наркозом, были выделены данные пациентов, оперированных в возрасте до 1 года, которым на момент исследования исполнилось 7,0–17,9 лет. Таким путем сформирован список из 623 пациентов, 46 из которых были исключены. Была дана оценка 577 детям. Результаты их академического тестирования сравнили с популяционной нормой.
Анализ выявил, что оценка по академическим тестам у детей, которые перенесли обезболивание, была меньше, чем в контрольной группе (Р < 0,0001). При этом в подгруппе пациентов с отсутствием патологии ЦНС в соответствии с медицинской документацией в 14% случаев оценка была меньше контрольной величины, но средний бал в данной подгруппе не отличался от сравниваемого показателя (Р = 0,441). Зарегистрирована отрицательная корреляция между продолжительностью наркоза и оценкой по академическим тестам (Р = 0,01).
Авторы приходят к заключению, что даже однократной наркоз и операция во время грудного возраста сопровождается уменьшением оценки при последующем академическом тестировании. Вывод о непосредственной связи между регистрируемыми параметрами по результатам исследования сделать сложно. Но такую связь предполагает зависимость между продолжительностью операции и наркоза и низким показателем при академическом тестировании. Необходимы более крупные исследования, рандомизированные контролируемые, сравнивающие общую и регионарную анестезию.
Элементы несовершенства исследования следующие. 1. Исследование было обсервационным, а не контролируемым. 2. Сложность контакта с пациентами обусловил возможность смещенной оценки. 3. Сравнение осуществлено с популяционной нормой, а не подобранной контрольной группой. 4. В качестве критерия оценки использовались академические тесты, чувствительность и специфичность которых для исследования является дискутабельной. 5. Оценка состояния ЦНС давалась на основании медицинской документации, что также обусловливает возможность смещенного анализа. 6. Данные как проведенного, так и других исследований, не позволяют разделить влияние на состояние ЦНС и ментальные функции самой операции (без наркоза) и возможность защитного эффекта наркоза от более выраженного нарушения со стороны нервной системы при изолированном выполнении операции. 7. Отсутствует анализ связи когнитивных отклонений от использованных препаратов.
Выполненное исследования продолжает системный анализ Loepke A.W., Soriano S.G. (2), в последующем выполненные когортные исследования (3–7), крупнейший анализ, выполненный в Дании (8).
1. Block R.I., Thomas J.J., Bayman E.O. et al. Are anesthesia and surgery during infancy associated with altered academic performance during childhood? // Anesthesiology. – 2012. – V. 117. – P. 494–503.
2. Loepke A.W., Soriano S.G. An assessment of the effects of general anesthetics on developing brain structure and neurocognitive function // Anesth. Analg. – 2008. – V. 106. – P. 1681–1707 далее
3. Wilder R.T., Flick R.P., Sprung J. et al. Early exposure to anesthesia and learning disabilities in a population-based birth cohort // Anesthesiology. – 2009. – V. 110. – P. 796–804 далее
4. Kalkman C.J., Peelen L., Moons K.G. et al. Behavior and development in children and age at the time of first anesthetic exposure // Anesthesiology. – 2009. – V. 110. – P. 805–812 далее
5. DiMaggio C., Sun L.S., Kakavouli A. et al. A retrospective cohort study of the association of anesthesia and hernia repair surgery with behavioral and developmental disorders in young children // J. Neurosurg. Anesthesiol. – 2009. – V. 21. – P. 286–291 далее
6. Sprung J., Flick R.P., Wilder R.T. et al. Anesthesia for cesarean delivery and learning disabilities in a population-based birth cohort // Anesthesiology. – 2009. – V. 111. – P. 302–310 далее
7. Bartles M., Althoff R.R., Boomsma D.I. Anesthesia and cognitive performance in children: No evidence for a causal relationship// Twin Res. Hum. Genet. – 2009. – V. 12. – P. 246–253 далее
8. Hansen T.G., Pedersen J.K., Henneberg S.W. et al. Academic performance in adolescence after inguinal hernia repair in infancy. A nationwide cohort study // Anesthesiology. – 2011. – V. 114. – P. 1076–1085 далее
Проф. Беляев А.В.