Авторизація

Email
Пароль

Влияние поведения взрослых на степень беспокойства и страха у детей перед операцией

 

В журнале Anesthesiology опубликовано исследование, в котором показано, что копинг-стимулирующее поведение медперсонала и родителей, которое подразумевает использование методов, способствующих уменьшению  беспокойства и страха у детей перед операцией (отвлечение внимания, разговор, не касающийся проведения манипуляции, юмор), ведет к уменьшению потребности в послеоперационном обезболивании, сокращает сроки пребывания ребенка под наблюдением после операции, сопровождается уменьшением частоты развития неподдающихся адаптации послеоперационных изменений поведения (1).

Копинг, копинговые стратегии (от англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие копинг-стимулирующего поведения объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться как с запросами обыденной жизни, так и чрезмерными или превышающими ресурсы человека требованиями. В свою очередь дистресс-стимулирующее поведение определяется, как мнимо обнадеживающие и действующие из лучших побуждений высказывания, которые в действительности в восприятии ребенка противоположны существующей реальности (2).

Авторы исследования преследовали цель изучить новую стратегию поведения медицинских работников и родителей, которая способствует уменьшению беспокойства и страха у детей перед проведением оперативного вмешательства, а также влияние этого поведения на послеоперационные исходы: потребность в аналгетиках и сроки выписки ребенка из отделения послеоперационного наблюдения. Опубликованные результаты являются частью многоцентрового рандомизированного контролируемого исследования, инициированного Национальным институтом здоровья США.

В исследовании принимали участие дети в возрасте от 2 до 14 лет, которых оперировали в амбулаторных условиях. Из исследования были исключены дети, не говорящие на английском языке, и дети, состояние которых было оценено по классификации Американской ассоциации анестезиологов III–IV степени. Исследование проводилось в течение пяти лет. За указанный промежуток времени с помощью видеонаблюдения было обследовано 300 пар родитель-ребенок и медработник-ребенок. Желательное поведение взрослого (копинг-поведение) включало разговор, не связанный с предстоящей манипуляцией (например, о друзьях, игрушках, любимых играх, фильмах), использование юмора и так называемой медицинской реинтерпретации, когда взрослый (медработник или родитель) позиционируют саму медицинскую процедуру и оборудование как что-то забавное и позитивное (например, воображаемая машина анестезии является ракетоносителем). Такое поведение отвлекало детей от их эмоций и/или помогало перестроить новую потенциально отпугивающую среду на что-то понятное, связанное с низким уровнем беспокойства и увеличенным копинг-поведением. Под нежелательным поведением взрослого понималось использование обнадеживающих утверждений и высказываний, сопереживания и извинения. Такое поведение фокусировало детей на их эмоциях и могло усугубить стрессовое состояние. Важно, чтобы контроль над ситуацией находился у взрослого. Ребенок не должен контролировать и принимать решение для осуществления поступков, которые вызывали бы у него повышенный уровень беспокойства. Недопустимо спрашивать у ребенка «Ты готов идти?», «Давай положим маску на лицо?»  При попытке предоставить ребенку мнимый контроль над ситуацией происходило лишь обострение беспокойства и усиление страха у ребенка. Такое нежелательное поведение взрослых способствовало усугублению стресса у ребенка. Более подробное описание двух видов поведения взрослых представлено в таблице 1.

Таблица 1. Описание целевого желательного и нежелательного поведения

Поведение

Описание

Желательное поведение

Отвлекающие, несвязанные с процедурой разговоры

Комментарии, которые отвлекают детей от медицинской процедуры (разговоры об игрушках, отсутствующих предметах, любимых животных, любимых фильмах, играх)

Юмор

Использование шуток, которые помогают сместить фокус внимания ребенка от предстоящей манипуляции

Фактическое право выбора для ребенка, но с очевидными ограничениями

Предоставление выбора ребенку, который не позволяет отказаться от процедуры полностью (например, «Ты предпочитаешь вкус клубники или жевательной резинки?»)

Медицинская реинтерпретация окружающего медицинского оборудования

Представление предстоящей медицинской процедуры как чего-то забавного и позитивного (например, «это маска астронавта»)

Нежелательное поведение

Обнадеживающие, извиняющиеся и заявления сопереживания

Обнадеживающие заявления, например, «все хорошо», «не беспокойся». Извиняющиеся заявления, например, «извини меня». Сопереживание, например, «я знаю, это трудно». Сохранять фокус внимания ребенка на его чувствах, переживаниях и дистрессе

Подразумеваемый, неограниченный для ребенка выбор

Задавание ребенку вопроса, предполагая его контроль над ситуацией («Ты готов идти?», «Ты хочешь дышать через маску?»)

Чрезмерное употребление медицинских терминов

Использование слишком много технической информации относительно процедуры и/или оборудования

 

Согласно результатам исследования среди анестезиологов, медсестер и родителей увеличилась частота встречаемости желательного поведения. Благодаря применению новой методики поведения взрослых происходило уменьшение степени беспокойства и страха у детей перед операцией. По мнению авторов предложенная методика может представлять жизнеспособную допустимую альтернативу фармакологическим средствам для купирования предоперационного беспокойства у детей и может способствовать сокращению потребности в использовании аналгетиков в послеоперационный период. Авторы не выступают за отказ от существующих в настоящее время подходов, а пытаются представить разработанную методику изменения поведения взрослых как новый альтернативный метод для воздействия на предоперационное беспокойство у детей, который может иметь значительное влияние на здоровье ребенка с минимальными материально-техническими затратами и сокращением стоимости лечения.

Теоретические аспекты и обоснования для проведения исследования:

1. Высокая степень предоперационного беспокойства и страха может иметь физические и психологические негативные последствия как во время нахождения ребенка в лечебном учреждении, так и после выписки из стационара. У детей в состоянии эмоциональной нестабильности перед операцией существует большая вероятность развития делирия, усиления интенсивности послеоперационного болевого синдрома и неподдающиеся адаптации послеоперационные изменения поведения (3). И в противоположность этому уменьшение интенсивности тревожного состояния у ребенка сказывается на меньшей потребности в послеоперационном обезболивании, ведет к сокращению сроков нахождения ребенка в отделении наблюдения и уменьшению частоты развития неподдающихся адаптации послеоперационных изменений поведения (4). С использованием седативных препаратов, которые традиционно применяются для снижения беспокойства у детей перед оперативным вмешательством, связано увеличение частоты возникновения делирия, удлинение сроков нахождения в отделениях наблюдения после операции и, в конечном итоге, увеличение стоимости лечения (5).

2. В качестве альтернативы седативным препаратам многие анестезиологи позволяют родителям находиться рядом с детьми при проведении индукции. К сожалению, присутствие родителей с целью смягчения беспокойства у детей показало неоднозначные результаты (6). В связи этим в настоящее время продолжают проводиться исследования, целью которых является создание и изучение методов, способствующих уменьшению  беспокойства и страха у детей перед операцией. Результаты ряда работ показали, что использование различных способов отвлечения внимания, разговора, не касающегося проведения манипуляции, юмора, которые используются как родителями, так и медперсоналом при проведении инвазивных манипуляций у детей, влияют на низкий уровень дистресса у ребенка (7, 8). И наоборот, когда взрослые используют утешительные слова, оправдания, извинения, критику, сопереживающие комментарии или предоставляют ребенку слишком большой контроль над ситуацией и проведением медицинской процедуры, дети демонстрируют высокий уровень дистресса. Эти две группы поведения взрослых имеют противоположный эффект на интенсивность беспокойства и страха у детей. Авторы исследования утверждают, что изменение линии поведения медперсонала и родителей является альтернативным путем нивелирования беспокойства у детей перед операцией.

 

 

1. Martin S.R., Chorney J.M., Tan E.T. et al. Changing Healthcare Providers’ Behavior during Pediatric Inductions with an Empirically Based Intervention // Anesthesiology. – 2011. – V. 155. – P. 18–27.

2. www. ru.wikipedia.org

3.  Kain Z.N., Mayes L.C., Caldwell-Andrews A.A. et al. Preoperative anxiety, postoperative pain, and behavioral recovery in young children undergoing surgery // Pediatrics. – 2006. – V. 118. – P.  651– 658.

4. Kain Z.N., Caldwell-Andrews A.A., Mayes L.C. et al. Family-centered preparation for surgery improves perioperative outcomes in children: A randomized controlled trial // Anesthesiology. – 2007. – V. 106. – P. 65–74.

5. McCann M., Kain Z.N. Management of preoperative anxiety in children: An update // Anes Analg. – 2001. – V. 93. – P.98 –105.

6. Wright K.D., Stewart S.H., Finley G.A. et al. Prevention and intervention strategies to alleviate preoperative anxiety in children: A critical review // Behav. Modif. – 2007. – V.31. – P.52–79.

7. Uman L.S., Chambers C.T., McGrath P.J., Kisely S. A systematic review of randomized controlled trials examining psychological interventions for needle-related procedural pain anddistress in children and adolescents: An abbreviated Cochrane review // J Pediatr. Psychol. – 2008. – V. 33. – P.842–54.

8. Blount R.L., Corbin S., Sturges J. et al. The relationship between adults’ behavior and child coping and distress during BMA/LP procedures: A sequential analysis // Behav. Ther. – 1989. – V.20. – P.585– 601.

 

к.м.н. Танцюра Л.Д.